О коррекционно-развивающем сопровождении
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в СП- «Детский сад «Одуванчик» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица
Детский сад посещают 173 воспитанника. В учреждении функционирует 7 групп: 1 группа для воспитанников от 1,6 до 3 лет; 6 групп для воспитанников от 3 до 7 лет.
Из них: 4 группы общеразвивающей направленности; 3 группы комбинированной направленности. В них обучаются 4 человека с ОВЗ ( 2 человека с ЗПР и 2 человека с ТНР)
В условиях комбинированных групп перед педагогическим колективом стоит задача создание системы условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно- развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности( игровой, двигательной, познавательной, продуктивной и др).
Для этого в СП созданы специальные условия для физкультурно -оздоровительной работы, игровой, художественно -эстетической, музыкально -театрализованной деятельности, обеспечивается необходимый набор учебно -дидактических пособий, оборудования и игрушек ( предметно -развивающая среда)
Деятельность комбинированных групп: оказание помощи детям с особыми возможностями здоровья, и оказание психолого — педагогической помощи их родителям.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Воспитатели и специалисты сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре) имеющие специальное образование и высшую квалификационную категорию, систематически проводят с воспитанниками с ОВЗ индивидуальную, подгрупповую и групповую коррекционно-развивающую образовательную деятельность в занимательной игровой форме.
Педагоги учреждения систематически повышают уровень своего профессионального мастерства на курсах повышения квалификации.
Предоставление услуг ассистента (помощника) – необходимую помощь воспитанникам в СП оказывают воспитатели, специалисты и младшие воспитатели, работающие на группе комбинированной направленности.
При организации образовательной деятельности в СП учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
Учитель-логопед, в тесной взаимосвязи со всеми специалистами сопровождения, комплексно использует систему мер, направленных на реализацию речевых задач.
Обследуя воспитанников в начале года, учитель-логопед выявляет нарушение речи, особенности слухового восприятия воспитанников, разрабатывает программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы и составляет индивидуальный план речевого развития на каждого ребенка, в том числе с ОВЗ и ребенка-инвалида, ведет карту (папку) развития, учет динамики развития речи и знакомит с достижениями воспитанников специалистов и родителей, проводит индивидуальные и подгрупповые мероприятия по коррекции речевых нарушений у детей, а так же участвует в подготовке и проведении досугов и развлечений с участием детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов.
Инструктор по физической культуре проводят коррекционно-развивающие занятия с группой по двигательной деятельности, а так же необходимую индивидуальную работу для детей с ОВЗ и с детьми-инвалидами.
Педагогом-психологом учреждения в рамках психолого-педагогической диагностики производится оценка развития детей с ОВЗ , их динамики, в том числе измерение личностных образовательных результатов с учетом возрастных возможностей, ведущего вида деятельности.
Педагог-психолог опирается на игровые технологии и приемы с целью выявления индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса, имеющих ограниченные возможности здоровья и организует психологическую деятельность со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:«Развивающая работа и психологическая коррекция»; «Психологическое консультирование» «Психопрофилактика и психологическое просвещение».
Коррекционно-развивающая направленность занятий обеспечивает детям с ОВЗ овладение первоначальными знаниями, умениями и навыками, а также способствует развитию высших психических функций: восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.
Пребывание в специальных условиях способствует эффективности развития игровой деятельности детей с ОВЗ , их личности (интересах, мотивации, взаимоотношений и общения).
Сентябрь и май отводится всеми специалистами для углубленной диагностики, середина января – для промежуточного обследования.
По итогам диагностической деятельности специалисты ППк учреждения совместно с воспитателями обсуждают результаты обследования детей с ОВЗ, детей-инвалидов и выстраивают план психолого-педагогической, коррекционно-развивающей работы на определенный образовательный период учебного года. Мероприятия планируются с октября по январь и с февраля по май.
В конце учебного года проводится заседание ППк по результатам итоговой диагностики развития детей и определения эффективности работы всех специалистов и даются рекомендации по работе с детьми с ОВЗ на период летней оздоровительной кампании с июня по август.